Перечень вопросов к экзамену и все лекции по редмету "Мультимедия" . Преподаватель: Ноговицин

Перечень вопросов к экзамену.

1. Сети в современной жизни. Архитектура вычислительных систем, распре-деленные вычислительные системы, принципы работы вычислительной сети и основные проблемы ее построения.
2. Технология распределенных вычислений. Технология "клиент-сервер". Функции сетевой операционной системы.
3. Стандартизация в области ВС, эталонная модель ISO OSI.
4. Понятие «протокол». Функции протоколов на различных уровнях модели OSI.
5. Обзор стека протоколов TCP/IP.
6. Адресация в IP-сетях.
7. Средства сетевого уровня стека TCP/IP. Протоколы IP,ICMP,ARP.
8. Протоколы транспортного уровня стека TCP/IP. Назначение. Отличия.
9. Прикладные протоколы. Понятия “порт” и “сокет”.
10. Доменная система имен (DNS).
11. Сетевое администрирование, Функции протоколов DHCP и SNMP.
12. Электронная почта. Протоколы, принципы работы. Обзор программного обеспечения. Системы WEB-почты.
13. Службы мгновенной доставки сообщений (Instant Messaging). Обзор рын-ка услуг. Обзор программного обеспечения.
14. Протоколы передачи файлов (FTP, TFTP, Gopher). Доступ к сетевым фай-лам. Обзор программного обеспечения.
15. Функции WWW-сервера. Протоколы HTTP и HTTPS. Обзор программно-го обеспечения.
16. Язык HTML как средство создания информационных ресурсов Интернет.
17. Язык клиентских сценариев (JavaScript/VBScript). Назначение. Возмож-ности и ограничения. Отличия от языков серверных сценариев.


Дополнительные вопросы.

1. Угрозы информации в телекоммуникационных системах. Цели защиты информации. Защита от несанкционированного доступа к информации, службы и механизмы защиты информации в открытых системах.
2. Криптографические методы защиты информации, шифрование информа-ции (стандарт шифрования данных DES, стандарт шифрования данных PGP), решение проблем аутентификации в сетях.
3. Оборудование для представления и подготовки мультимедиа информации, основные приемы работы с ним:
- CD, DVD приводы, устройство и принцип действия, основные технические характеристики, различные типы приводов - их достоинства и недостатки;
4. Оборудование для представления и подготовки мультимедиа информа-ции, основные приемы работы с ним:
- акустические системы и звуковые карты, устройство и принцип действия, основные технические характеристики, различные ти-пы систем - их достоинства и недостатки;
5. Оборудование для представления и подготовки мультимедиа информа-ции, основные приемы работы с ним:
- видеоадаптеры, устройство и принцип действия, основные тех-нические характеристики, видеоадаптеров - их достоинства и не-достатки; мониторы, устройство и принцип действия, основные технические характеристики, различные типы мониторов - их достоинства и недостатки; устройства захвата видеоизображения, устройство и принцип действия, основные технические характе-ристики, различные типы устройств - их достоинства и недостат-ки.
6. Оборудование для представления и подготовки мультимедиа информации, основные приемы работы с ним: принтеры, устройство и принцип дейст-вия, основные технические характеристики, различные типы принтеров - их достоинства и недостатки; сканеры, устройство и принцип действия, основные технические характеристики, различные типы сканеров - их достоинства и недостатки;
7. современные средства отображения информации, проекционное оборудо-вание (мультимедиа проекторы, LCD-панели), его устройство и принцип действия, основные технические характеристики, различные типы уст-ройств - их достоинства и недостатки.
8. Стандарты и средства компьютерного представления текстов.
9. Стандарты и средства компьютерного представления аудиоинформации.
10. Стандарты и средства компьютерного представления видеоинформации (рисунки/анимация/видео)



Вопросы 6-8 подразумевают следующие понятия:

Стандарты и средства компьютерного представления текстов: текст и его составные части; шрифт – гарнитура, кегль, начертание, насыщенность, пропорциональность, кер-нинг, трекинг, типы шрифтов – растровые, контурные, алгоритмические, формат True Type, Туре 1; создание текста вручную при помощи текстового редактора, использование литературных источников и издательских материалов – проблемы авторского права, ис-пользование баз данных, сканирование документов с последующим распознаванием изо-бражения, кодировка символов - стандарт ASCII, стандарт UNICODE, текстовые редакто-ры, осуществляющие работу с символами в разном формате. Режим WYSIWYG. RTF, DOC, ТЕХ, PostScript-форматы документов.

Стандарты и средства компьютерного представления аудиоинформации, программ-ное обеспечение для работы с аудио: аналоговая звукозапись, цифровая звукозапись, шу-мы, системы улучшения звука, звуковое разрешение, частота дискретизации, программы кодирования-декодирования звука. Форматы хранения (Wave-формат файла, MIDI-формат файла). Форматы компрессии звука (MP3, WMA, «OggVorbis»). Музыкальный синтеза-тор, основные системы синтеза звука, аналоговый способ записи звука, цифровой способ записи звука, программы-рекордеры, программы аудио редактирования и монтажа, фильтры и эффекты, однотрековая/многотрековая запись.

Стандарты и средства компьютерного представления видеоинформации (рисун-ки/анимация/видео), программное обеспечение для работы с видеоинформацией. Понятие о компьютерной графике. Область применения и классификация. Обзор аппаратного обеспечения. Обзор программного обеспечения. Основные понятия компьютерной графи-ки. Классификация графических форматов. Организация растровых файлов. Организация векторных файлов. Цветовые модели. Хранение графических данных. Метафайлы. Сжатие графических данных. Обзор наиболее популярных растровых форматов. Обзор наиболее популярных векторных форматов и метафайлов. Преобразование форматов. Обзор про-граммного обеспечения Восприятие движения. Анимация физических объектов, обзор программного обеспечения. Системы захвата движений (Motion-capturing). Форматы хра-нения видеоизображений. Форматы сжатие видеоданных. Создание и редактирование ви-деоизображений. Хранение и воспроизведение видеоизображений. Обзор программного обеспечения.





(Лекция 1)
Введение

Вычислительная сеть (ВС) – это совокупность компьютеров, соединенных линиями связи. Линии связи образованы кабелями, сетевыми адаптерами и другими коммуникационными устройствами. Все сетевое оборудование работает под управлением системного и прикладного программного обеспечения (ПО).

ВС стали логическим результатом эволюции компьютерных и телекоммуникационных технологий. С одной стороны, они являются частным случаем распределенных вычислительных систем, а с другой стороны, могут рассматриваться как средство передачи информации на большие расстояния.

Классифицируя сети по территориальному признаку, различают глобальные (ГВС, WAN, Wide Area Network), локальные (ЛВС, LAN, Local Area Network) и городские (MAN, Metropolitan Area Network) сети.

Хронологически первыми появились глобальные сети. ГВС – Сети, объединяющие территориально разделенные компьютеры, возможно находящиеся в различных городах и странах. В основном они предназначены для передачи данных.
Обычно, для связи в ГВС использовалось уже существующее телекоммуникационное оборудование, не всегда предоставляющее качественные (надежные) услуги. Невысокая надежность связи ограничивала набор предоставляемых услуг и оперативность получения информации.

ЛВС – Компьютеры, расположенные в ограниченной зоне; объединенные для совместного использования вычислительных ресурсов. Создаются с использованием дорогих высококачественных линий связи.

Дополнительно термины:

Интернет (Internet)– Глобальная информационная (вычислительная) сеть, объединяющая множество региональных сетей.

Интрасеть (Интранет, Intranet) – Закрытая корпоративная (принадлежащая какой-либо организации) сеть на основе служб и технологий Интернета. Может быть подключена к Интернету, но не обязательно.

То же: технологии Интернет, реализованные в корпоративных ВС.

Виртуальные частные сети (VPN) – Закрытые защищенные корпоративные интрасети, компьютеры которой связанны между собой через Интернет.



Распределенные вычислительные системы
Введение в технологию «Клиент-Сервер» («К-С»).

Итак, мы знаем, что основная цель создания (Л)ВС – это предоставление локальных ресурсов компьютера пользователям сети. Отметим, что для этого недостаточно оборудовать компьютера сетевыми адаптерами (платами) и соединить их кабельной системой. Необходимы также некоторые добавления к их ОС (операционным системам):

На тех компьютерах, ресурсы которых предоставляются пользователям, необходимо добавить модули, которые будут постоянно находиться в режиме ожидания запросов, поступающих по сети от других компьютеров. Обычно такие модули называются программными серверами (server), так как основная их задача – обслуживать (serve) запросы на доступ к ресурсам своего компьютера.
В свою очередь, на компьютерах, пользователи которых должны получать доступ к ресурсам других компьютеров, также нужно добавить к операционной системе специальные программные модули, которые должны вырабатывать запросы на доступ к удаленным ресурсам и передавать их по сети на нужный компьютер. Такие модули называют программными клиентами (client).

В результате таких добавлений ОС компьютера становиться сетевой.

Собственно сетевые адаптеры (платы) и каналы связи решают в сети достаточно простую задачу – они передают сообщения с запросами и ответами от одного компьютера к другому, а основную работу по организации совместного использования ресурсов выполняют клиентские и серверные части операционных систем.

Пара модулей «клиент - сервер» обеспечивает совместный доступ пользователей к определенному типу ресурсов, например к файлам. В этом случае говорят, что пользователь имеет дело с файловой службой (service). Обычно сетевая ОС поддерживает множество видов сетевых служб для своих пользователей – файловую службу, службу печати, службу удаленного доступа, службу электронной почты и т.п.

Англоязычный термин “service” также переводится как «сервис» [или «услуга»]. Необходимо отличать их от термина «служба». Под «службой» подразумевается сетевой компонент, реализующий некий набор услуг, а «сервисом» называют описание этого набора услуг, который предоставляется данной службой.

Термины «клиент» и «сервер» используются не только для обозначения программных модулей, но и компьютеров, подключенных к сети. Если компьютер предоставляет свои ресурсы другим компьютерам в ВС, то он называется сервером, а если он их потребляет, то клиентом. Часто один и тот же компьютер одновременно играет роль и сервера, и клиента.
Например, компьютеры в одноранговой ЛВС без выделенного сервера.
Распределенные программы.

Сетевые службы всегда представляют собой распределенные программы. Распределенная программа – это программа, которая состоит из нескольких взаимодействующих частей (на рисунке – из двух). Причем, обычно, каждая часть выполняется на отдельном компьютере ВС.


запрос

ответ

Сетевые службы относятся к системным распределенным программам. Однако в сети могут выполняться и пользовательские распределенные программы – приложения. Распределенное приложение также состоит из нескольких частей, каждая из которых выполняет какую-то определенную законченную работу по решению прикладной задачи.

Например, одна часть приложения, выполняющаяся на пользовательском компьютере, может реализовывать специализированный графический интерфейс, вторая – работать на отдельном мощном компьютере и заниматься статистической обработкой введенных пользователем данных, третья – заносить полученные результаты в базу данных (БД) на компьютере с установленной СУБД.

Распределенные приложения в полной мере используют потенциальные возможности распределенной обработки, предоставляемые вычислительной сетью, и поэтому их называют сетевыми приложениями.

Вывод

Разделение локальных ресурсов каждого компьютера между всеми пользователями сети достигается с помощью программных модулей двух типов: клиентов (client), которые формируют запросы на доступ к удаленным компьютерам и серверов (server), принимающих эти запросы из сети и предоставляющих запрашиваемые ресурсы. Несколько клиентов могут обращаться к одному серверу.
Набор модулей «клиент – сервер» представляет собой распределенную программу, реализующую сетевую службу (service).






Дополнительно термины:

Хост (host, узел) – устройство, подключенное к сети и способное взаимодействовать с другими сетевыми устройствами.

(Лекция 2)
Модель ISO OSI

Работа сети заключается в передаче данных от одного компьютера к другому. В этом процессе можно выделить несколько отдельных задач:

- Распознать данные
- Разбить данные на управляемые блоки
- Добавить информацию к каждому блоку, чтобы:
o Указать местонахождение данных
o Указать получателя
- Добавить информацию синхронизации и информацию для проверки ошибок
- Поместить данные в сеть и отправить их по заданному адресу.

Сетевая ОС (операционная система) при выполнении всех задач следует строгому набору процедур. Эти процедуры называются протоколами или правилами поведения. Протоколы регламентируют каждую сетевую операцию.
Стандартные протоколы позволяют программному и аппаратному обеспечению различных производителей нормально взаимодействовать.

При описании сетей традиционно применяется многоуровневая эталонная модель взаимодействия открытых систем OSI (Open System Interconnection Reference Model), позволяющая отделить друг от друга назначение и функции различных компонентов сетевой среды. OSI-модель была разработана международной организацией ISO (International Organization for Standardization), поэтому иногда ее обозначают как ISO/OSI. Выпущенная в 1984 году, модель стала международным стандартом: именно ее спецификации используют производители при разработке сетевых продуктов, именно ее придерживаются при построении сетей.

Семиуровневая архитектура, стандартизирует уровни услуг и виды взаимодействия для компьютеров, обменивающихся информацией по сети. Эта модель используется при описании сетевой среды или прохождения данных между физическим соединением с сетью и конечным приложением.

В модели OSI сетевые функции распределены между семью уровнями. Каждому уровню соответствуют различные сетевые операции, оборудование и протоколы. На каждом уровне выполняются определенные сетевые функции, которые взаимодействуют с функциями соседних уровней, вышележащего и нижележащего.
Например, СЕАНСОВЫЙ уровень должен взаимодействовать только с ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМ и ТРАНСПОРТНЫМ.

Название уровня Функции уровня
7 Прикладной уровень Передача информации между программами
6 Представительный уровень Шифрование, кодирование, компрессия информации
5 Сеансовый уровень Установка, поддержка и разрыв соединения
4 Транспортный уровень Точность доставки, качество услуг
3 Сетевой уровень Маршруты передачи, обработка и передача сообщений
2 Канальный уровень Управление каналом связи, доступ к среде передачи и адресация
1 Физический уровень Связь на уровне аппаратуры
Описание уровней

Прикладной уровень (7) определяет, как приложения взаимодействуют друг с другом. К этому уровню относится набор протоколов, с помощью которых пользователи получают доступ к разделяемым ресурсам: файлам, принтерам, Web-страницам, сообщениям электронной почты и др.

Уровень представления (6) имеет дело с формой представления передаваемой по Сети информации, не меняя при этом ее содержания. На этом уровне решаются, например, такие задачи, как перекодировка текстовой информации и изображений, сжатие и распаковка и т.д. На этом уровне также может происходить шифрование данных.

Сеансовый уровень (5) обеспечивает управление взаимодействием: отвечает за установление, поддержку и прекращение связи между приложениями, работающими в разных частях Сети. Он восстанавливает аварийно оконченные сеансы.

Единица данных, которой оперируют верхние три уровня, обычно называется сообщением (message).

Транспортный уровень (4) обеспечивает приложениям верхнего уровня (сеансовому и прикладному) передачу данных с необходимой степенью надежности. Данный уровень контролирует поток данных, который проходит по маршруту, определенному сетевым уровнем, проверяет правильность передачи блоков данных, правильность доставки в нужный пункт назначения, комплектность, сохранность, порядок следования.

Сетевой уровень (3) Служит для образования единой транспортной системы, объединяющей несколько сетей, причем эти сети могут обладать произвольной структурой связи и использовать различные принципы передачи сообщений между узлами.
На этом уровне происходят выборка информации из источника, преобразование ее в пакеты (packet) и правильная передача в точку назначения. Для отправки сообщений по Сети требуется определение пути, по которому следует пересылать данные. На данном уровне производится обработка адресов (преобразование MAC-адресов в сетевые адреса) и маршрутизация.

Канальный уровень (2) обеспечивает безошибочную передачу блоков данных через физический уровень, который при передаче может искажать данные. Этот уровень отвечает за формирование кадров(frame), физическую адресацию, контроль ошибок. Адреса, используемые на канальном уровне в локальных сетях, часто называют МАС адресами.

Физический уровень (1) включает физические аспекты передачи двоичной информации по линии связи. Этот уровень имеет дело с передачей битов по различным физическим каналам связи: витая пара, коаксиальный кабель, оптоволокно и т.п., описывает природу передающей среды (характеристики электрических сигналов – напряжения, частоты и т.д.).

Передача данных по сети

Для того чтобы понять, как осуществляется совместная работа уровней, рассмотрим процесс передачи данных между двумя узлами Сети — компьютерами 1 и 2 (узлом источника информации и узлом получения информации)


Прикладной уровень получает сообщение от некоторого приложения А, запущенного на компьютере 1, обрабатывает эту информацию и добавляет заголовок. Сформировав заголовок, прикладной уровень направляет сообщение вниз по стеку уровню представления данных. Постепенно сообщение обрастает дополнительными заголовками. Сеть передает пакеты от уровня к уровню, и на каждом уровне к сообщению добавляется некоторая дополнительная служебная информация. Таким образом, сообщение состоит из данных (полезной информации) и заголовка (служебной информации). Заголовок содержит информацию, которую необходимо передать соответствующему уровню машины-адресата, чтобы сообщить ему, какую работу он должен выполнить. После того как сообщение поступает на машину-адресат, оно перемещается вверх с уровня на уровень. Каждый уровень обрабатывает свой заголовок, выполняет определенные действия и удаляет соответствующий заголовок.

На рисунке показан основной механизм передачи данных по иерархии протоколов, который называют инкапсуляцией; данные инкапсулируются в пакет следующего уровня (то есть дополняются соответствующими заголовками).



ISO (International Organization for Standardization) – Международная организация по стандартизации.

MAC (Media Access Control)-адрес – физический адрес устройства (который определяется внутри сетевого устройства или сетевой карты на этапе производства). Может быть программно изменен, но в одной физической сети не может (не должно) быть двух или более устройств, использующих одинаковые MAC-адреса.
(Лекция 3)
Протоколы.

Протокол – распределенный алгоритм, определяющий, последовательность и формат сообщений, которыми обмениваются сетевые компоненты, лежащие на одном уровне, но в разных узлах.

Тоже самое – набор правил и процедур для организации обмена информацией на всех уровнях взаимодействия сетевых объектов.

Т.е. – это язык для обмена данными между компьютерами.

Три основных момента, касающиеся протоколов:
1) Существует множество протоколов. Хотя все они участвуют в реализации связи, каждый протокол имеет различные цели, выполняет различные задачи, обладает своими преимуществами и ограничениями.
2) Протоколы работают на разных уровнях модели OSI. Функции протокола определяются уровнем, на котором он работает
3) Несколько протоколов могут работать совместно. Это так называемый стек протоколов.

Стек протоколов – Иерархический организованный набор протоколов, достаточный для организации взаимодействия узлов в ВС.

Стек протоколов, обеспечивает следующие операции с данными:

- Подготовку
- Передачу
- Прием
- Последующие действия

Работа различных протоколов координируется, так чтобы исключить конфликты и незаконченные операции. Это достигается разбиением на уровни. Уровни в стеке протоколов соответствуют уровням модели OSI.

Функции протоколов на различных уровнях

7) Инициация и прием запроса
6) Добавление в пакет форматирующей, отображающей и шифрующей информации
5) Добавление информации о трафике – c указанием момента отправки пакета
4) Добавление информации для обработки ошибок
3) Добавление адресной информации и информации о месте пакета в последовательности передаваемых пакетов
2) Добавление информации для проверки ошибок и подготовка данных для передачи по физическому соединению
1) Передача пакета, как потока битов


Протоколы реализуются не только компьютерами, но и другими сетевыми устройствами – концентраторами, мостами, коммутаторами, маршрутизаторами и т.д. Действительно, в общем случае связь компьютеров в сети осуществляется не напрямую, а через различные коммуникационные устройства. В зависимости от типа устройства в нем должны быть встроенные средства, реализующие тот или иной набор протоколов.


Обзор архитектуры стека протоколов TCP/IP

Семейство протоколов TCP/IP (transmission control protocol / internet protocol) - Это стандартный промышленный набор протоколов, разработанный для ГВС (WAN), предоставляющий средства маршрутизации в глобальных сетях и позволяющий взаимодействовать различным узлам Интернета.

Протокол был создан в результате исследований сетей с коммутацией пакетов, проводимых агентством DAPRA министерства обороны США.

(Хронология возникновения семейства протоколов TCP/IP)

Сеть ARPANET создана в конце 60-х

В 1970г. Узлы сети ARPANET использовали протокол NCP (Network Control Protocol)
1974г. Представлена программа TCP – transmission control protocol
1981г. Опубликован стандарт протокола IP.
1982г. Протоколы TCP и IP объединены в набор TCP/IP.
1983г. Сеть ARPANET переключилась с протокола NCP на протокол TCP/IP
В 1984 году введена «доменная система имен» DNS (Domain Name System). Общее число хостов в сети превысило 1 000.

Лидирующая роль стека TCP/IP объясняется следующими его свойствами:

- Это наиболее завершенный стандартный и в то же время популярный стек сетевых протоколов, имеющий многолетнюю историю.
- Почти все большие сети передают основную часть своего трафика с помощью протокола TCP/IP.
- Это метод получения доступа к сети Internet.
- Этот стек служит основой для создания intranet- корпоративной сети, использующей транспортные услуги Internet и гипертекстовую технологию WWW, разработанную в Internet.
- Все современные операционные системы поддерживают стек TCP/IP.
- Это гибкая технология для соединения разнородных систем, как на уровне транспортных подсистем, так и на уровне прикладных сервисов.
- Это устойчивая масштабируемая межплатформенная среда для приложений клиент-сервер.

Так как стек TCP/IP был разработан до появления модели взаимодействия открытых систем ISO/OSI, то, хотя он также имеет многоуровневую структуру, соответствие уровней стека TCP/IP уровням модели OSI достаточно условно.
Структура протоколов TCP/IP приведена на рисунке. Протоколы TCP/IP делятся на 4 уровня.


- Самый нижний (уровень сетевых интерфейсов IV) соответствует физическому и канальному уровням модели OSI. Этот уровень в протоколах TCP/IP не регламентируется, но поддерживает все популярные стандарты физического и канального уровня (для локальных сетей это Ethernet, Token Ring, FDDI, Fast Ethernet, для глобальных сетей - X.25, frame relay, ISDN, протоколы соединений "точка-точка" SLIP и PPP).
Обычно при появлении новой технологии локальных или глобальных сетей она быстро включается в стек TCP/IP за счет разработки соответствующего метода инкапсуляции пакетов IP в ее кадры.
- Следующий уровень (уровень межсетевого взаимодействия III) – реализует передачу пакетов в режиме без установления соединений.
В качестве основного протокола на этом уровне используется протокол IP, который изначально проектировался как протокол передачи пакетов в составных сетях, состоящих из большого количества локальных сетей, объединенных как локальными, так и глобальными связями. Поэтому протокол IP хорошо работает в сетях со сложной топологией, рационально используя наличие в них подсистем и экономно расходуя пропускную способность низкоскоростных линий связи.
Протокол IP не гарантирует доставку пакетов до узла назначения, но старается это сделать.
К уровню межсетевого взаимодействия относятся и все протоколы, связанные с составлением и модификацией таблиц маршрутизации, такие как протоколы сбора маршрутной информации RIP (Routing Internet Protocol) и OSPF (Open Shortest Path First), а также протокол межсетевых управляющих сообщений ICMP (Internet Control Message Protocol).
- Следующий уровень (транспортный уровень II) называется также основным. На этом уровне функционируют протоколы TCP и UDP.
Протокол TCP (Transmission Control Protocol, протокол управления передачей) обеспечивает надежную передачу сообщений между удаленными прикладными процессами за счет образования виртуальных соединений.
Протокол UDP (User Datagram Protocol, протокол дейтаграмм пользователя) обеспечивает передачу прикладных пакетов дейтаграммным* способом, как и IP, и выполняет только функции связующего звена между сетевым протоколом и многочисленными прикладными процессами.
* Дейтаграмма (Datagram) – общее название для единиц данных, которыми оперируют протоколы без установления соединений. К таким протоколам относятся UDP и IP.
- Верхний уровень (уровень I) называется прикладным.
За долгие годы использования в сетях различных стран и организаций стек TCP/IP накопил большое количество протоколов и сервисов прикладного уровня. К ним относятся такие широко используемые протоколы, как протокол копирования файлов FTP, протокол эмуляции терминала telnet, почтовый протокол SMTP, используемый в электронной почте сети Internet, гипертекстовые сервисы доступа к удаленной информации, такие как WWW (протокол HTTP) и многие другие.

Параметры конфигурации TCP/IP

Протокол TCP/IP использует IP–адрес, маску подсети и шлюз по умолчанию для соединения между узлами. Узлы TCP/IP, работающие в ГВС, требуют задания всех трех параметров в конфигурации. (Для узлов TCP/IP, работающих только в ЛВС, достаточно указания только первых двух параметров).
Каждая плата сетевого адаптера в компьютере, использующем TCP/IP, нуждается в этих параметрах

IP –адрес (IP-address) – это логический 32-разрядный адрес, однозначно определяющий узел TCP/IP.

Каждый IP –адрес состоит из двух частей: идентификатора сети и идентификатора узла. Первый служит для обозначения всех узлов в одной физической сети. Второй обозначает конкретный узел сети. Каждому компьютеру в сети TCP/IP требуется уникальный IP-адрес.

Маска подсети (Subnet Mask) – выделяет часть IP –адреса и позволяет отличить идентификатор сети от идентификатора узла.

Шлюз по умолчанию (Default getaway). Для того чтобы установить соединение с узлом из другой сети, необходимо указать IP-адрес шлюза по умолчанию. TCP/IP посылает данные, предназначенные для удаленных сетей, на шлюз по умолчанию, для последующей маршрутизации. Если шлюз по умолчанию не указан, связь ограничивается локальной сетью.
(Лекция 4)
Адресация в IP-сетях
3 Типа адресов: физический (MAC-адрес), сетевой (IP-адрес) и символьный (DNS-имя)
Каждый компьютер в сети TCP/IP имеет адреса трех уровней:
• Локальный (физический, аппаратный) адрес узла, определяемый технологией, с помощью которой построена отдельная сеть, в которую входит данный узел. Для узлов, входящих в локальные сети - это МАС-адрес сетевого адаптера или порта маршрутизатора, например, 11-А0-17-3D-BC-01.
Эти адреса назначаются производителями оборудования и являются уникальными адресами, так как управляются централизовано. Для всех существующих технологий локальных сетей МАС-адрес имеет формат 6 байтов: старшие 3 байта - идентификатор фирмы производителя, а младшие 3 байта назначаются уникальным образом самим производителем.
• IP-адрес представляет собой основной тип адресов, на основании которых сетевой уровень передает пакеты между сетями. IP-адрес состоит из 4 байт, например, 192.168.17.5. Он назначается администратором во время конфигурирования компьютеров и маршрутизаторов. IP-адрес состоит из двух частей: номера сети и номера узла.
• Символьный идентификатор (доменное имя), например, “ipfnt.narod.ru” Этот адрес назначается администратором и состоит из нескольких частей, например, имени машины, имени организации, имени домена. Такой адрес, называемый также DNS-именем, используется на прикладном уровне, например, в протоколах FTP, HTTP и т.д.
Совокупность имен, у которых несколько старших составных частей совпадают, образуют домен (domain) имен. Например, имена www.yandex.ru, ipfnt.narod.ru, www.aport.ru входят в домен ru, так как все эти имена имеют одну общую старшую часть – имя ru.

Три основных класса IP-адресов
IP-адрес имеет длину 4 байта и обычно записывается в виде 4-х десятичных чисел, разделенных точками. Такая форма записи адреса называется Точечная десятичная нотация.
Например:
128.10.2.30 - традиционная десятичная форма представления адреса,
10000000 00001010 00000010 00011110 - двоичная форма представления этого же адреса.

Каждый адрес состоит из двух логических частей - номера сети (NetID) и номера узла в сети (HostID). Какая часть адреса относится к номеру сети, а какая к номеру узла, определяется значениями первых битов адреса:
Номер сети может быть выбран администратором произвольно, либо назначен по рекомендации специального подразделения Internet (Network Information Center, NIC), если сеть должна работать как составная часть Internet. Обычно провайдеры услуг Internet получают диапазоны адресов у подразделений NIC, а затем распределяют их между своими абонентами.
Номер узла в протоколе IP назначается независимо от локального адреса узла (MAC-адреса). Деление IP-адреса на поле номера сети и номера узла - гибкое, и граница между этими полями может устанавливаться произвольно. Узел может входить в несколько IP-сетей. В этом случае узел должен иметь несколько IP-адресов, по числу сетевых связей (по числу сетевых адаптеров). Таким образом, IP-адрес характеризует не отдельный компьютер или маршрутизатор, а одно сетевое соединение.
Все возможные адреса разделены на 5 классов, схема которых приведена на рисунке.
Классы адресов.
Из рисунка видно, что классы сетей определяют как возможное количество этих сетей, так и число хостов в них. Практически используются только первые три класса:
• Если адрес начинается с 0, то сеть относят к классу А, и номер сети занимает один байт, остальные 3 байта интерпретируются как номер узла в сети.
Сети класса А имеют номера в диапазоне от 1 до 126. (Номер 0 не используется, а номер 127 зарезервирован для специальных целей, о чем будет сказано ниже.) В сетях класса А количество узлов должно быть больше 216 , но не превышать 224.
• Если первые два бита адреса равны 10, то сеть относится к классу В и является сетью средних размеров с числом узлов 28 - 216. В сетях класса В под адрес сети и под адрес узла отводится по 16 битов, то есть по 2 байта.
(Лекция 5)
Средства сетевого уровня стека TCP/IP

Протоколы уровня межсетевого взаимодействия
Уровень межсетевого взаимодействия реализует передачу пакетов данных в режиме без установления соединений. Основными протоколами этого уровня являются дейтаграммный протокол IP и протоколы маршрутизации (RIP, OSPF, BGP и др.). Вспомогательную роль выполняют протокол разрешения адреса ARP, протокол межсетевых управляющих сообщений ICMP и протокол группового управления IGMP.

Протокол IP
Протокол IP (Internet Protocol) является самым главным во всей иерархии протоколов семейства TCP/IP. Именно он используется для управления рассылкой TCP/IP пакетов по сети.
Протокол IP, изначально проектировался как протокол передачи пакетов в составных сетях, состоящих из большого количества локальных сетей, объединенных как локальными, так и глобальными связями. Поэтому протокол IP хорошо работает в сетях со сложной топологией, рационально используя наличие в них подсистем и экономно расходуя пропускную способность низкоскоростных линий связи.
Главными особенностями протокола IP является отсутствие ориентации на соединение. Это значит, что прежде чем послать пакет в сеть, модуль операционной системы, реализующий протокол IP, не проверяет возможность установки соединения, т.е. никакой управляющей информации кроме той, что содержится в самом IP-пакете, по сети не передается. Кроме этого, IP не заботится о проверке целостности информации в поле данных пакета, что заставляет отнести его к протоколам ненадежной доставки (к дейтаграммным протоколам). Целостность данных проверяется протоколами транспортного уровня (TCP) или протоколами приложений (протоколами прикладного уровня).
Таким образом, вся информация о пути, по которому должен пройти пакет берется из самой сети в момент прохождения пакета. Именно эта процедура и называется маршрутизацией в отличие от коммутации, которая используется для предварительного установления маршрута следования данных, по которому потом эти данные отправляют.
Принцип маршрутизации является одним из тех факторов, который обеспечил гибкость сети Internet и ее победу в соревновании с другими сетевыми технологиями.
Отметим, что маршрутизация является довольно ресурсоемкой процедурой, так как требует анализа каждого пакета, который проходит через шлюз или маршрутизатор, в то время как при коммутации анализируется только управляющая информация, устанавливается канал, и все пакеты пересылаются по этому каналу без анализа маршрутной информации.
Однако, эта слабость IP одновременно является и его силой. При неустойчивой работе сети пакеты могут пересылаться по различным маршрутам и затем собираться в единое сообщение. При коммутации путь придется каждый раз вычислять заново для каждого пакета, а в этом случае коммутация потребует больше накладных затрат, чем маршрутизация.
Формат пакета IP
Вообще говоря, версий протокола IP существует несколько. В настоящее время используется версия IPv4 (версия 4).
Пакет IP состоит из заголовка и поля данных.
Заголовок IP-пакета содержит IP-адрес отправителя и получателя, а также целый ряд другой служебной информации (например, каждый IP-пакет имеет информацию о времени своего существования, TTL). Очевидно, что IP-пакет не может путешествовать по Сети вечно и по истечении определенного числа ретрансляций должен уничтожаться.
В поле данных IP-пакета находятся (инкапсулированы) сообщения более высокого уровня, например TCP.
Заголовок пакета имеет следующие поля (указаны только основные):
• Поле Номер версии (VERS) указывает версию протокола IP. Сейчас повсеместно используется версия 4 и готовится переход на версию 6, называемую также IPng (IP next generation или IPv6).
• Поле Длина заголовка (HLEN) пакета IP.
• Поле Общая длина (TOTAL LENGTH) занимает 2 байта и указывает общую длину пакета с учетом заголовка и поля данных.
• Поле Идентификатор пакета (IDENTIFICATION) занимает 2 байта и используется для распознавания пакетов, образовавшихся путем фрагментации исходного пакета (раздробления исходного пакета на части). Все фрагменты должны иметь одинаковое значение этого поля.
• Поле Время жизни (TIME TO LIVE, TTL) занимает 1 байт и указывает предельный срок, в течение которого пакет может перемещаться по сети. Время жизни данного пакета измеряется в секундах и задается источником передачи средствами протокола IP. На шлюзах и в других узлах сети по истечении каждой секунды из текущего времени жизни вычитается единица; единица вычитается также при каждой транзитной передаче (даже если не прошла секунда). При истечении времени жизни пакет уничтожается.
• Идентификатор Протокола верхнего уровня (PROTOCOL) занимает 1 байт и указывает, какому протоколу верхнего уровня принадлежит пакет (например, это могут быть протоколы TCP, UDP или RIP).
• Контрольная сумма (HEADER CHECKSUM) занимает 2 байта, она рассчитывается по всему заголовку.
• Поля Адрес источника (SOURCE IP-ADDRESS) и Адрес назначения (DESTINATION IP-ADDRESS) имеют одинаковую длину - 32 бита, и одинаковую структуру. (IP-адреса отправителя и получателя).

Протокол ARP
Протокол ARP (Address Resolution Protocol) используется для определения соответствия между IP-адресом хоста и MAC-адресом установленного на этом хосте сетевого адаптера. Протокол используется в локальных сетях.
Преобразование адресов выполняется путем поиска в таблице. Эта таблица, называемая ARP-таблицей, хранится в памяти и содержит строки для каждого узла сети. Упрощенно, ARP-таблица состоит из двух столбцов:
IP-адрес MAC-адрес
223.1.2.1 08:00:39:00:2F:C3
223.1.2.3 08:00:5A:21:A7:22
223.1.2.4 08:00:10:99:AC:54
В первом столбце содержится IP-адрес, а во втором MAC-адрес.
ARP-таблица необходима потому, что IP-адреса и MAC -адреса выбираются независимо, и нет какого-либо алгоритма для преобразования одного в другой:
- IP-адрес выбирается администратором сети с учетом положения машины в сети. Если машину перемещают в другую часть сети, то ее IP-адрес должен быть изменен.
- MAC-адрес выбирает производитель сетевого интерфейсного оборудования из выделенного для него по лицензии адресного пространства. Когда у машины заменяется плата сетевого адаптера, то меняется и ее MAC-адрес.
ARP-таблица заполняется автоматически. Если нужного адреса в таблице нет, то в сеть посылается широковещательный запрос типа "чей это IP-адрес?". Все сетевые интерфейсы получают этот запрос, но отвечает только владелец адреса.
Если с помощью ARP-таблицы не удается сразу осуществить преобразование адресов, то IP-пакет ставится в очередь, а необходимая для преобразования информация получается с помощью запросов и ответов протокола ARP, после чего IP-пакет передается по назначению.
Если в сети нет машины с искомым IP-адресом, то ARP-ответа не будет и не будет записи в ARP-таблице. Протокол IP будет уничтожать IP-пакеты, направляемые по этому адресу.
Протоколы верхнего уровня не могут отличить случай физического повреждения сети от случая отсутствия машины с искомым IP-адресом.
Существует также протокол, решающий обратную задачу - нахождение IP-адреса по известному локальному адресу. Он называется реверсивный ARP – RARP (Reverse Address Resolution Protocol) и используется при старте бездисковых станций, не знающих в начальный момент своего IP-адреса, но знающих адрес своего сетевого адаптера.
Протокол ICMP
Протокол ICMP (Internet Control Message Protocol, протокол межсетевых управляющих сообщений) предназначен для для рассылки информационных и управляющих сообщений. С помощью специальных пакетов ICMP сообщается о невозможности доставки IP-пакета, о превышении времени жизни (TTL) или продолжительности сборки пакета из фрагментов, об аномальных величинах параметров, об изменении маршрута пересылки и типа обслуживания, о состоянии системы и т.п.
Основные виды сообщений:
Flow control (контроль потока) – если принимающая машина (шлюз или реальный получатель информации) не успевает перерабатывать информацию, то данное сообщение приостанавливает отправку пакетов по сети.
Detecting unreachable destination (недоступно место назначения) – если пакет не может достичь места назначения, то шлюз, который не может доставить пакет, сообщает об этом отправителю пакета.
Redirect routing (смена маршрута) – это сообщение посылается в том случае, если шлюз не может доставить пакет, но у него есть на этот счет некоторые соображения, а именно адрес другого шлюза.
Checking remote host (проверка удаленного узла). Если необходимо проверить наличие стека TCP/IP на удаленной машине, то на нее посылается сообщение этого типа. Как только система получит это сообщение, она немедленно подтвердит его получение.
Последняя возможность широко используется в Internet. На ее основе работает команда ping.
Другое использование ICMP - это получение сообщения о "кончине" пакета на шлюзе. При этом используется время жизни пакета (TTL, time to live), которое определяет число шлюзов, через которые пакет может пройти.

(Лекция 6)
Протоколы транспортного уровня стека TCP/IP


В то время как задачей уровня межсетевого взаимодействия, к которому относится протокол IP, является передача данных между произвольными узлами сети, задача транспортного уровня, которую решают протоколы TCP и UDP, заключается в передаче данных между любой парой прикладных процессов, выполняющихся на любых узлах сети.
Адресация прикладных процессов. Понятие “порт”.
После того, как пакет средствами протокола IP доставлен в компьютер-получатель, данные необходимо направить конкретному процессу-получателю. Каждый компьютер может выполнять несколько процессов, более того, прикладной процесс тоже может иметь несколько точек входа, выступающих в качестве адреса назначения для пакетов данных.
Пакеты, поступающие на транспортный уровень, организуются операционной системой в виде множества очередей к точкам входа различных прикладных процессов. В терминологии TCP/IP такие системные очереди называются портами. Таким образом, адресом назначения, который используется на транспортном уровне, является номер порта прикладного процесса (службы).
Номер порта, задаваемый транспортным уровнем, в совокупности с номером сети и номером компьютера, задаваемыми сетевым уровнем, однозначно определяют прикладной процесс (службу) в сети.
Например:

192.168. 0. 1:80 – прикладной процесс сервера HTTP(80) на компьютере 1 в сети 192.168.0
212.220.173.55:21 – прикладной процесс сервера FTP(21) на компьютере 55 в сети 212.220.173


Протокол доставки пользовательских дейтаграмм UDP
Протокол доставки пользовательских дейтаграмм UDP (User Datagram Protocol) – это один из двух протоколов транспортного уровня, которые используются в стеке протоколов TCP/IP.
Задачей протокола UDP является передача данных между прикладными процессами без гарантий доставки, поэтому его пакеты могут быть потеряны, продублированы или прийти не в том порядке, в котором они были отправлены.
С другой стороны, функциональная простота протокола UDP обуславливает простоту его алгоритма, компактность и высокое быстродействие. Поэтому те приложения, в которых реализован собственный, достаточно надежный, механизм обмена сообщениями, основанный на установлении соединения, могут для непосредственной передачи данных по сети использовать менее надежные, но более быстрые средства транспортировки (то есть протокол UDP). Протокол UDP может быть использован и в том случае, когда хорошее качество каналов связи обеспечивает достаточный уровень надежности и без применения дополнительных средств.
Примерами сетевых приложений, использующих UDP, являются NFS (Network File System - сетевая файловая система) и SNMP (Simple Network Management Protocol - простой протокол управления сетью).
Формат сообщений UDP
Единица данных протокола UDP называется UDP-пакетом или пользовательской дейтаграммой (user datagram).
UDP-пакет состоит из заголовка и поля данных. В поле данных размещается пакет прикладного уровня. Заголовок имеет простой формат и состоит из следующих полей:
UDP source port – номер порта процесса-отправителя,
UDP destination port – номер порта процесса-получателя,
UDP message length – длина UDP-пакета в байтах,
UDP checksum – контрольная сумма UDP-пакета

Пакеты UDP гораздо проще подделать, чем пакеты TCP, так как нет этапа установления соединения. Поэтому с использованием сервисов на базе UDP сопряжен больший риск.

Протокол надежной доставки сообщений TCP

В стеке протоколов TCP/IP протокол TCP (Transmission Control Protocol, протокол управления передачей) работает так же, как и протокол UDP, на транспортном уровне. Он обеспечивает надежную транспортировку данных между прикладными процессами путем установления логического соединения.

Порты и передача данных в протоколе TCP

В протоколе TCP так же, как и в UDP, для связи с прикладными процессами используются порты. Для организации надежной передачи данных предусматривается установление логического соединения между двумя прикладными процессами. Ориентация на соединение определяется тем, что прежде чем отправить данные, модули TCP источника и получателя обмениваются управляющей информацией. Такой обмен называется handshake ("рукопожатие"). В рамках соединения осуществляется обязательное подтверждение правильности приема для всех переданных сообщений, и при необходимости выполняется повторная передача.

Соединение в протоколе TCP идентифицируется парой полных адресов обоих взаимодействующих процессов (оконечных точек). Адрес каждой из оконечных точек включает IP-адрес (номер сети и номер компьютера) и номер порта. Одна оконечная точка может участвовать в нескольких соединениях.
Данные протокола TCP передаются сегментами. TCP обеспечивает надежность, присваивая номера последовательности (sequence number) каждому передаваемому сегменту. Если сегмент дробится на части, то узел-получатель сможет узнать, все ли части получены. Для этого используются механизм подтверждений. Для каждого отправленного сегмента узел-получатель должен вернуть отправителю подтверждение (acknowledgment, ACK) в течение определенного времени.
Если отправитель не получил ACK, то данные передаются повторно. Если сегмент поврежден, то узел-получатель отвергает его. Поскольку ACK в этом случае не посылается, отправитель передает сегмент еще раз.

Формат сообщений TCP

Сообщения протокола TCP (TCP-пакеты) называются сегментами и состоят из заголовка и блока данных. Протокол TCP последовательно нумерует все пакеты и выполняет исправление ошибок. Пакеты TCP содержат последовательные номера и подтверждения о приеме, поэтому пакеты, принятые не в порядке передачи, могут быть переупорядочены, а испорченные пакеты повторно посланы.


Заголовок сегмента имеет следующие поля (указаны только основные):

- Порт источника (SOURS PORT), идентифицирует процесс-отправитель;

- Порт назначения (DESTINATION PORT), идентифицирует процесс-получатель;

- Подтвержденный номер (ACKNOWLEDGEMENT NUMBER), содержит максимальный номер байта в полученном сегменте, увеличенный на единицу; именно это значение используется в качестве квитанции;

- Длина заголовка (HLEN), указывает длину заголовка сегмента TCP

- Резерв (RESERVED), поле зарезервировано для последующего использования;

- Кодовые биты (CODE BITS), содержат служебную информацию о типе данного сегмента:
1. URG - срочное сообщение;
2. ACK - квитанция на принятый сегмент;
3. PSH - запрос на отправку сообщения без ожидания заполнения буфера;
4. RST - запрос на восстановление соединения;
5. SYN - сообщение используемое для синхронизации счетчиков переданных данных при установлении соединения;
6. FIN - признак достижения передающей стороной последнего байта в потоке передаваемых данных.

- Контрольная сумма (CHECKSUM), рассчитывается по сегменту;

(Лекция 7)
Протоколы прикладного уровня стека TCP/IP.

Как уже отмечалось, протоколы прикладного уровня (ППУ) служат для:

7 Передачи информации между программами
6 Шифрования, кодирование, компрессия информации
5 Установки, поддержки и разрыва соединения

Основной функцией ППУ является передача информации между программами, то есть протоколы прикладного уровня ориентированы на конкретные прикладные задачи.

Прикладной уровень стека TCP/IP соотв. 3-м верхним уровням модели OSI. Он объединяет службы, предоставляемые операционной системой для пользовательских приложений.

Службы ППУ TCP/IP различают:
- По типу используемого протокола транспортного уровня: TCP или UDP.
- По номеру порта.

Понятия “порт” и “сокет”

Так как на одном компьютере может выполняться несколько прикладных процессов (программ, задач), то необходимо четко разделять входящий трафик между ними, то есть различать, какие данные какому процессу принадлежат. Для этого, каждому процессу присваивается уникальный номер.
Пакеты, поступающие на транспортный уровень, организуются операционной системой в виде множества независимых очередей к точкам входа различных прикладных процессов. В терминологии TCP/IP такие системные очереди называются портами.
Номер порта, задаваемый транспортным уровнем, в совокупности с номером сети и номером компьютера, задаваемыми сетевым уровнем, однозначно определяют прикладной процесс (сервис) в сети.
Например:

192.168. 0. 1:80 – прикладной процесс сервера HTTP(80) на компьютере 1 в сети 192.168.0
212.220.173.55:21 – прикладной процесс сервера FTP(21) на компьютере 55 в сети 212.220.173


Существует два способа присвоения номера порта приложению - централизованный и локальный. За каждым закреплен свой диапазон номеров:

- Для централизованного – 0..1023
- Для локального – 1023..65536

Если процессы представляют собой популярные общедоступные сервисы, такие как HTTP или FTP, то за ними закрепляются стандартные присвоенные (assigned) номера.
Централизованное присвоение сервисам номеров портов выполняется организацией Internet Assigned Numbers Authority (IANA). Эти номера затем закрепляются и опубликовываются в стандартах Internet.

Например:

21 закреплен за FTP
80 закреплен за HTTP

Номера портов выделяются локально для тех сервисов, которые еще не стали столь распространенными, чтобы за ними закреплять стандартные (зарезервированные) номера. При поступлении запроса от приложения, ОС выделяет ему первый номер из числа свободных. Такие номера называют динамическими (dynamic). По завершении работы программы, номер возвращается в список свободных.

При работе через стек протоколов TCP/IP сообщения, которыми обмениваются приложения, сначала инкапсулируются в сегменты TCP или дейтаграммы UDP, при этом указывается соответствующий порт транспортного протокола. Потом транспортные протоколы инкапсулируются (преобразовываются) в IP, который запоминает номер протокола. Все IP-пакеты передаются по сети получателю, где происходит обратная операция изъятия информации из оболочки TCP/IP. Сначала по номеру протокола в модуле IP выделенные данные пересылаются соответствующему протоколу транспортного уровня. На транспортном уровне по номеру порта получателя определяется, какому сервису данные посланы. Все это графически изображено на рисунке.

Использование номеров портов и номеров протоколов для передачи данных. (Здесь, Netscape – прикладной процесс-клиент для протокола HTTP)

Все, что сказано о портах в равной степени относится к обоим протоколам транспортного уровня. В принципе нет никакой зависимости между назначением номеров для приложений, использующих протокол TCP, и приложений, работающих с протоколом UDP. Приложения, работающие с UDP, получают номера, называемые портами UDP. Аналогично, приложениям, обращающимся к протоколу TCP, выделяются порты TCP. Никакой связи между назначенными номерами нет.

Например, одному приложению может быть назначен порт TCP 1745, а другому приложению – порт UDP 1745.
Сокеты

Один процесс-сервер может отвечать на запросы нескольких программ-клиентов. Взаимодействие происходит следующим образом:

Клиент, запрашивая обслуживание, обращается к сервису по номеру порта X, но при этом сообщает, что принимать ответы он будет по номеру Y, отличному от X. Таким образом, сервер может обслуживать запросы к одному и тому же порту X, используя разные порты при ответе. Образующаяся при этом пара (IP-адрес, номер порта), с которой работает сервис, называется сокетом (socket).

Таким образом, можно сказать, что http-сервер для обслуживания использует сокет, например, 144.206.130.137:80, а клиент, который к нему обращается, сокет 144.206.130.138:8080. Другой клиент, может в это же время обращаться с сокета 144.206.130.108:8081.


Известные протоколы прикладного уровня

За долгие годы использования стек TCP/IP накопил большое количество протоколов и служб прикладного уровня.

Вот некоторые из них:

HTTP (Hyper Text Transfer Protocol) (80/tcp). Протокол разработанный для обмена гипертекстовой информацией в сети Internet. Важные особенности HTTP – возможность согласования типа передаваемых данных, что позволяет строить на его основе системы, не зависящие от метода представления данных

SMTP (Simple Mail Transfer Protocol) (25/tcp): Простой протокол передачи почты, используется для приема и передачи электронной почты. Сами письма хранятся на серверах SMTP.

POP3: (Post Office Protocol x) (10/tcp) – протокол, обеспечивающий рабочей станции доступ к почте на сервере. Обычная реализация заключается в том, что сервер POP3 обеспечивает доступ к почте, хранящейся на сервере SMTP.

NNTP (Network News Transfer Protocol) (119/tcp) Протокол, обеспечивающий рассылку клиентам информационных сообщений по Интернету. Сообщения хранятся в базе данных сервера NNTP, что позволяет клиенту выбирать только нужные. Обеспечивает возможность рассылки, поиска, отбора и публикации сообщений, а также средства индексации и поддержка перекрестных ссылок.


FTP (File Transfer Protocol, протокол пересылки файлов) (21/tcp) - реализует удаленный доступ к файлам. Кроме пересылки файлов протокол FTP предлагает и другие услуги. Так, пользователю предоставляется возможность интерактивной работы с удаленной машиной, например, он может распечатать содержимое ее каталогов. К тому же, протокол FTP может выполнять аутентификацию пользователей. Например, прежде чем получить доступ к некоторому файлу, в соответствии с протоколом пользователи должны сообщить свое имя и пароль.

TFTP (Trivial FTP) (69/udp). Приложения, которым не требуются все возможности FTP, могут использовать другой, более экономичный протокол - простейший протокол пересылки файлов. Этот протокол реализует только передачу файлов, причем в качестве транспорта используется более простой протокол UDP.

Telnet (23/tcp) - используется для подключения к удаленным системам, присоединенным к сети, применяет базовые возможности по эмуляции терминала. При использовании сервиса telnet пользователь фактически управляет удаленным компьютером так же, как и локальный пользователь, поэтому такой вид доступа требует хорошей защиты. Поэтому серверы telnet всегда используют как минимум аутентификацию по паролю, а иногда и более мощные средства защиты.

SNMP (Simple Network Management Protocol). Протокол используется для организации сетевого управления. SNMP применяют для сбора данных о работе любого коммуникационным оборудованием - концентраторами, мостами, сетевыми адаптерами и для управления ими.

Вывод

Протоколы прикладного уровня (ППУ) устанавливаются на хостах. Прикладной уровень реализуется программными системами, построенными в архитектуре «К-С». В отличие от протоколов остальных трех уровней стека TCP/IP, ППУ отрабатывают логику приложения и «не интересуются» способами передачи данных по сети, они обращаются к протоколам нижних уровней как к некоторому набору инструментов. Так клиентская часть ППУ для обмена сообщениями со своей серверной частью, установленной на отдельном узле ВС, должна обратиться с запросом к нижележащему транспортному уровню.

Hosted by uCoz